"Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим" (Чарльз Диккенс)

вторник, 6 августа 2013 г.

Объясняшки - волшебные презентации

Первые его объясняшки были созданы по наитию. Просто на уровне ощущений. Сейчас же , возникла необходимость поделиться с людьми — КАК Я ЭТО ДЕЛАЮ. Оказалось, что осознать и выразить словами это довольно сложно, даже при том, что есть практический опыт. Тем не менее, ему это удалось.

Представляю материал автора проекта Сергея Гевлича об удивительной программе для Ipad "Объясняшки".





Подробности об установке и работе с программой по ссылке на странице "Делай раз"
***
Процесс создания

Big IDEA -> Метафора -> Сценарный план -> История -> Образы -> Сборка


Big IDEA

Прежде всего, нужно умудриться и сформулировать свою Big IDEA. И она должна быть действительно BIG.
Ваша задача встроить в картину мира аудитории причину существования того, о чём Вы собираетесь рассказать. Должно возникнуть понимание как изменится мир, если этого НЕ БУДЕТ, или как изменится мир, когда это БУДЕТ.
Ваша формулировка должна быть краткой — в одно предложение 5-7 слов. Это та мысль, которая должна в итоге остаться в голове у Вашей аудитории.
После просмотра фильма, или прочтения книги, мы не помним деталей, но остаётся ОСАДОК — наша картина мира незримо изменилась — понять, как именно мы меняем картину мира аудитории — это и есть наша Big IDEA.

Метафора

Есть такой способ СУПЕРПАМЯТИ, позволяющий быстро и надёжно запоминать что угодно. Он основан на том, что мы выстраиваем ассоциации. В итоге запоминаем не сам факт, а хорошо известные ассоциированные с ним факты.
В нашем случае, метафора позволит использовать МЕНЬШЕ СЛОВ для донесения смысла. При этом, без потери качества восприятия.
ОЧЕНЬ ВАЖНО попытаться подобрать не менее трёх метафор, а не останавливаться на первой попавшейся. Один вариант — это безысходность, два — дилемма, и только три — дают нам выбор.

Сценарный план

Нужно рассказать в произвольном виде о своей Big IDEA в терминах метафор. На этом этапе отбираем такую метафору, которая позволит нам обеспечить лучшую ЯСНОСТЬ и ОДНОЗНАЧНОСТЬ интерпретаций при восприятии. Также, задумываемся над тем, насколько просто будет воплотить ту или иную метафору в образах.
В итоге, определяемся с основной рабочей метафорой.

История

Начать историю нужно с ЭКСПОЗИЦИИИ — подготовить аудиторию, создать у неё нужный контекст.
Средняя часть — ЗАВЯЗКА, РАЗВИТИЕ и КУЛЬМИНАЦИЯ конфликта. А конфликт есть — мы ведь помним, что Big IDEA формулирует причины существования.
РАЗВЯЗКА — финал истории должен быть ярким и запоминающимся. Надо постараться сделать так, чтобы развязка не была очевидной в начале или середине Вашей истории.
При написании слов истории я поступаю так:
Стараюсь, чтобы предложения были не более 5 слов.
Могут быть предложения в ОДНО слово — ведь мы можем подкрепить его ОБРАЗАМИ.
Каждому предложению — отдельная строка.
Между строками — полуторастрочный интервал — строки не должны сливаться в абзацы.
Весть такой текст должен уместиться на страницу А4
Читаю на диктофон — после каждого предложения делаю небольшую паузу — надо дать словам укорениться в голове воспринимающего. Представляйте себе, что Вы поливаете цветок в горшке. Воду надо лить небольшими порциями с перерывами, давая воде впитаться.
Слушаю, что получилось.
Удаляю ненужные слова.
Заменяю слова, которые плохо воспринимаются аудиально.
Упрощаю.
Обычно требуется около 5 итераций.
Записываю аудиотрек на чистовую. Оставляю в начале и в конце по 5 СЕКУНД ТИШИНЫ.
Образы

Выделяем в истории СМЫСЛОВЫЕ ФРАГМЕНТЫ.

Иногда, смысловой фрагмент — это целая фраза. Иногда — одно слово.
Под смысловым фрагментом я понимаю то, для чего будет создан отдельный образ или часть образа.
Мельчить не стоит. Образы должны быть достаточно простыми и «выпуклыми». Рисованный стиль способствует минималистичности и акцентированию, но всегда есть возможность испортить. Сдерживайте себя.
Конкретные идеи воплощения образов мы берём из сценарного плана.
Сборка

ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы образы возникали синхронно с текстом, которому они соответствуют. Шлифовка, которой мы подвергли текст приводит к тому, что Ваша история будет звучать 60 секунд. 2 минуты — это реально длинная история. Гораздо чаще Вы будете укладываться секунд в 30.
Нарисовать в реальном времени 5-10 образов за 60 секунд и попав в тайминг звучания — не реально. Требуется специально сводить образы и звук. Это тупая, но трудоёмкая операция. Наша программа делает её автоматически.
И в завершении
Подбираю музыкальную подложку, задающую правильное настроение. Удивительно, но если рациональную информацию мы оцениваем по-разному, то музыка весёлая или грустная воспринимается однозначно всеми. Пользуйтесь этим.
К нашей программе прилагается специально для нас написанная коллекция музыкальных настроений.
Если используете свои треки, будьте осторожны — иногда музыкальная композиция может конфликтовать с голосом, забивая его.

И конечно же, на каждом шаге следим за тем, чтобы не выпустить из фокуса нашу Big IDEA.

Советы по созданию объясняшек





2 комментария :

  1. Классная программа -- Обясняшки! И описание первоклассное! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иван, согласен! На практике оказалось все просто и занимательно!!! ))))
      Обязательно применю и покажу урок с этой программой!
      С уважением С.Ф.

      Удалить